Как проверить свою креативность?

Креативность в речи - важнейшее качество для оратора, да и для любого человека, который хочет быть привлекательным в общении с другими людьми. Со скучными людьми никому не хочется общаться, нам интересны люди оригинальные и творческие, с которыми всегда интересно. Образно говоря, скучные люди – это мертвая вода для общения. Креативные люди – это живая вода и самая большая ценность.

Когда на тренингах я спрашиваю:
- Кто считает себя интересным человеком? – поднимают руки многие.

Когда задаю вопрос:
- А кто считает себя креативным человеком? – уже гораздо меньше.

Существует путаница в понятиях. Люди часто не связывают одно с другим и уж тем более не могут адекватно оценить себя. Поэтому важно, опираясь на определение креативности, оценить себя и понимать, на каком уровне ты находишься.
Чтобы не было путаницы, введем определение креативности. КРЕАТИВНОСТЬ – от английского глагола «create» - творить, создавать. Дословный перевод понятия «креативность» на русский – это «творческость». Звучит коряво, но аналога одним словом в русском языке нет. Поэтому приходится пользоваться заимствованным иностранным или использовать несколько слов. Более точное определение креативности – это оригинальность, нестандартность, нешаблонность, умение создавать, генерировать новое, а не просто повторять старое.

По сути, креативность включает в себя сразу несколько свойств мышления и речи. Это ОРИГИНАЛЬНОСТЬ – умение найти нестандартный ход. Это СКОРОСТЬ – умение быстро мыслить. Это ГИБКОСТЬ – умение переключать мышление и не застревать в одном смысловом поле. Это ВООБРАЖЕНИЕ – умение развивать мысль и изменять ее качество. Все это важные свойства и сильного оратора, и просто интересного в общении человека.
Для проверки личного уровня креативности я предложу вам тест. Называется «ТЕСТ ГИЛФОРДА», по имени английского ученого, который занимался темой креативности и интеллекта. С помощью этого теста можно потренировать и проверить свой уровень. Можно упражняться как одному (только по-честному!), так и в паре или компании за столом, что даже интереснее, потому что можно ввести соревновательный элемент.

ИНСТРУКЦИЯ. Мысленно берется любой предмет и задача – найти ровно за 3 минуты множество способов нестандартного использование предмета, кроме прямого предназначения. Важно четко считать, загибая пальцы или ставя палочки карандашом, главное – не запутаться.

Например – предмет «шляпа». Время пошло!

1. Шляпой можно обмахиваться в жару.
2. В шляпу можно собирать деньги на паперти.
3. В шляпу можно класть бумажки с крестиком для жребия.
4. В шляпе с землей можно выращивать цветы.
5. Шляпой можно прикрываться после бани.
6. Шляпой можно играть, как летающей тарелкой.
7. На шляпе можно сидеть, чтобы было не холодно.
8. Шляпу можно использовать как тарелку.
9. Шляпой можно размахивать и разжигать костер.
10. Шляпу можно использовать как ведро.

И так далее. Продолжите сами.

Результаты теста. Ключевое число здесь – 20. Если за 3 минуты получилось найти 20 нестандартных способов использования предмета не по прямому предназначению – поздравляю, у вас уровень креативности на удовлетворительном уровне. Если 23 – на хорошем уровне. Если 25 и больше – отличный уровень.

При этом однотипные, похожие, способы, разумеется, отметаются. Например, «в шляпе можно выращивать не только цветы, но и кактусы, бамбук, коноплю» – это правильно, но однотипно. Также отбрасываются креативные, но нереальные способы использования, например, «на шляпу можно сесть и улететь на луну». Барона Мюнхгаузена мы уважаем, но и границы здравого смысла никто не отменял, все способы использования должны быть, возможно, неудобные, но реальные, а не фантастические.

Еще предметы для тренировки. Гвоздь. Газета. Консервная банка. Стеклянная бутылка. Кирпич. Карандаш. Сотовый телефон. И др.

Протестируйте и потренируйте себя, коллег, друзей. Попробуйте поиграть, в частности, с детьми. Современные вундеркинды, бывает, по уровню креативности и взрослого могут за пояс заткнуть. У них мышление еще не зашорено взрослыми рамками и ограничениями.

После теста обычно встает вопрос – а можно ли развить личную креативность? Вопрос сложный, но если заняться и приложить усилия – то даже такое непростое качество тоже развивается. И мы знаем – как.

Для тех, кто готов и заинтересован развивать свою речевую креативность и другие ораторские качества всерьез, приглашаем на тренинг «БОЕВАЯ РИТОРИКА: как выступать перед сложной аудиторией и убеждать кого угодно в чем угодно».
Подписывайтесь на рассылку, чтобы быть в курсе актуальной информации.