Info@ustinow.ru
+7 (916) 570-94-72
Анастасия (менеджер тренингов)
+7 (495) 507-87-93
Тренинг-центр "Синтон"
Дмитрий Устинов

Бизнес-тренер

Подписка на рассылку
Заполните форму ниже:
Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Как устоять против агрессии

Противостояние агрессии – одна из самых сложных тем для людей «тонкой» душевной организации, людей ранимых, интеллигентных, чувствительных. Это является слабым местом для любого человека, не привыкшего к грубому обращению. Однако этим внутренняя сила человека и проверяется – насколько ты готов держать удар и можешь ли не сломаться под давлением агрессора? А такое давление происходит в ситуациях, когда мы сталкиваемся с резкостью в свой адрес, неуважением, обвинением, с хамством или даже прямым «наездом».

Это может быть и в компании с несдержанным товарищем, и на работе с гневливым начальником, и на дороге с раздраженным водителем в соседней машине. В любой ситуации встречи с «хамом обыкновенным», весьма распространенным в нашей жизни, могут нанести душевную травму. На языке психологии все это называется «конфликтогенами», т.е. действиями в общении, провоцирующими конфликт:

- Почему до сих пор нет отчета!!!
- Куда прешь, дебил!
- Где ты права купил, козел?!
- Да ты кто такой!?
- Ты мне ответишь…!
Знакомо? Это все грубые, очевидные, агрессивные конфликтогены в явной форме, в стиле «Ну и рожа у тебя, Шарапов!». Но бывают конфликтогены гораздо более тонкие, скрытые, но при этом тоже наносящие человеку ощутимые душевные уколы. В каждом конфликтогене всегда есть доля агрессии. Явный или скрытый конфликтоген бьет по самооценке человека, делает ему больно. Но в более тонком конфликтогене доля агрессии заложена в завуалированной, скрытой форме. Например, это может быть легкое осуждение, ироничное обвинение, презрительное оценивание, остроумный стеб или даже в форме юмора:

- Есть люди более компетентные, чем ты…
- Вы меня разочаровываете…
- К сожалению, ты не справился с заданием…
- На твоем месте стоило бы подучиться…
- Бывают же бездарные сотрудники…
- Это выбор глуповатого человека…
- Ну что же ты, дурилка картонная…
В чем смысл агрессии для нападающего? Агрессия – это форма психологической манипуляции. И любой агрессор – это манипулятор, рассчитывающий создать человеку внутреннее психологическое напряжение, страх, опасение, дискомфорт. И в результате заставить человека сдаться, отступить назад, и за счет этого получить некоторую выгоду. Выгода в этом случае бывает двух видов – материальная или психологическая.

Материальная выгода – когда агрессор рассчитывает заставить другого человека уступить свои материальные интересы, получить за его счет финансовую выгоду, карьерное или любое другое конвертируемое в деньги преимущество.

Психологическая выгода – когда агрессор рассчитывает самоутвердиться за счет другого, поднять свой авторитет, получить психологическое преимущество, подавить оппонента, заставить человека «прогнуться» под себя, принять свою власть.

Так как же грамотно реагировать на агрессивные выпады в свой адрес?

Мы подробно изучаем и тренируем защиту от агрессии и манипуляций на тренинге «ПОБЕДИТЕЛИ: Психология Влияния и Харизмы», и, если коротко, то умение держать удар сводиться к 2 основным категориям:

1. Внутренняя защита. Это умение защитить свой внутренний психологический комфорт, справиться с душевным дискомфортом, восстановить равновесие своей психики, удержать уверенность в себе.

2. Внешняя защита. Это методы в поведении, позволяющие не потерять свой «психологический вес», по-другому говоря, авторитет. Умение сохранить свое достоинство, свой ранг, значимость в глазах других людей.

Поделюсь одним эффективным приемом внутренней психологической защиты под названием «РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ». Суть приема в том, чтобы направить свое внимание на содержательную сторону потока сознания оппонента. Необходимо в этом диалоге полностью сконцентрироваться на сухой, логической стороне дела, не на форме, а на содержании. Вы размышляете, мысленно анализируя поведение оппонента, например, гневающегося начальника, задаете себе вопросы на понимание такого рода:

- Каково его позитивное намерение?
- Почему он это мне говорит?
- Чего именно он хочет добиться?
- Как правильно будет реагировать на его слова?
- Почему он так нервничает?
- Что могло бы его успокоить?
- Что именно он имеет ввиду под словами «баран, урод, козел»?
- Действительно ли он считает меня этим животным или это фигура речи?
- Какой смысл он вкладывает в слова «дебил, дурак, идиот»?
- Так отрицательно относится ко мне или хочет меня напугать?

Если всерьез задумываться над этими вопросами, импульсивные негативные эмоции сглаживаются, делаются гораздо меньше. Образно говоря, вы нагружаете чашу весов логики, и чаша весов под названием «эмоции» выравнивается, ибо в человеческой психике обе чаши одинаково нагружены быть не может. Что-то одно должно доминировать. В результате эмоции отходят на 2-й план, агрессия оппонента меньше вас задевает, и вы более спокойно можете принять именно рациональное решение.

Если тема психологической защиты и отстаивания своих интересов для вас актуальна всерьез, приглашаем вас на тренинг «ПОБЕДИТЕЛИ: ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ И ХАРИЗМЫ», где в тренинговой практической форме мы нарабатываем свое мастерство, уверенность, психологическую силу и харизму.
Подписывайтесь на рассылку, чтобы быть в курсе актуальной информации.